В первые годы после образования Советского Союза проблема сообщения между географическими точками огромной страны стояла довольно остро. Решением могла стать только грамотная организация авиамаршрутов, но гражданская авиация на тот момент находилась в зачаточном состоянии. Серьезные технические и экономические трудности, которое стояли перед молодым советским государством, требовали решительных мер. Поэтому в 1923 году В.И.Ленином был учрежден постоянный совет народных комиссаров, занимающийся вопросами гражданской авиации. Впоследствии также были созданы три организации: Закавказское и Украинское общества воздушных путей, а также Российское общество добровольного воздушного флота («ДОБРОЛЕТ»).
Основное назначение «ДОБРОЛЕТ»
Первоначально организация «ДОБРОЛЕТ» работала на коммерческой основе - перед акционерным обществом стояла задача создания грамотно функционирующей системы гражданской авиации. Все средства общества шли на постройку новых самолетов, создание необходимой инфраструктуры воздушных авиалиний для пассажирских, грузовых и почтовых перевозок.
За годы своего существования общество «ДОБРОЛЕТ» выпустило множество продукции, которая распространялась на коммерческой основе, - эмблемы для брошей, галстучных зажимов, запонок. Все эти товары поступали в розничную продажу, а полученные средства направлялись на нужды гражданского авиафлота СССР. С 1930 года общество «ДОБРОЛЕТ» прекратило свое существование в качестве отдельной организации и решением правительства было объединено с аналогичными общественными организациями содействия авиации.
Значки «ДОБРОЛЕТ»
Помимо коммерческой продукции, которая выпускалась массово и была доступна к приобретению всем желающим, общество «ДОБРОЛЕТ» выпустила несколько видов нагрудных значков.
- 1. Серийные значки
Самым распространенным нагрудным знаком «ДОБРОЛЕТ» был значок компании. Он выпускался серийно, известно как минимум о 3581 экземпляре. Изначально его планировали вручать всем работникам организации, но точно неизвестно было ли это реализовано или же только самые заслуженные члены общества удостоены нагрудного знака.
Эскиз значка был разработан А.М.Родченко - советским художником-авангардистом. Значок изготавливался из серебра и представлял собой обод круглой формы, половина которого имела вид шестерни, а вторая часть состояла из венка, собранного из пшеничных колосьев. В месте соединения двух половин обода вверху закреплена аббревиатура «СССР». Внутри размещались скрещенные серп и молот, поверх них - фигурка самолета, на крыльях которого красовались буквы "Д" и "Л". Буквы покрыты синей или черной эмалью, самолет - ярко-красной. Ниже самолета располагалась позолоченная надпись «ДОБРОЛЕТ». Для ношения значка использовался винтовой штифт.
Для коммерческого распространения выпускались серебряные нагрудные значки с винтовым штифтом в виде эмблемы общества - самолета с красными крыльями, на которых нанесены синие буквы «Д» и «Л». Второй вариант коммерческой продукции общества - круглый медальон с голубым полем, в центре которого расположена рельефная эмблема «ДОБРОЛЕТ».
- 2. Редкий знак
Помимо серийных значков, известно о двух наградных редчайших значках «ДОБРОЛЕТ». Ими были награждены летчики А.С.Демченко, Я.К.Лышков за налет в 100 000 км. Значок имеет вид круглого медальона, в центре которого изображена гора синего цвета со снежной вершиной. С правой стороны от горы расположена надпись «100000 км.», далее по ободу с лавровыми листьями - ФИО награжденного золотыми буквами. С левой стороны медальон украшен флагом, по которому идут надписи «СССР» и «ДОБРОЛЕТ». Знак увенчан пятиконечной звездой красного цвета с исходящими лучами. По левой кромке медальон украшен изображением символов серпа и молота, поверх которых закреплено отполированное изображение самолета металлического цвета.
Сегодня нагрудные знаки общества «ДОБРОЛЕТ» можно приобрести только у коллекционеров или в антикварных магазинах. Стоимость серийных значков достигает 5 000 рублей, редких - 500 000 рублей.